Возможности репродуктивной клиники в лечении азооспермии

За последние несколько лет количество пар, испытывающих проблемы с зачатием, значительно выросло. Все больше мужчин, страдающих бесплодием, получают диагноз «азооспермия», их количество выросло до 20%. Азооспермия – нарушение сперматогенеза, характеризующееся отсутствием сперматозоидов в составе семенной жидкости. В зависимости от причин различают обструктивную и необструктивную азооспермию.

Азооспермия сопровождается невозможностью зачатия естественным путем, а в некоторых случаях — и с помощью вспомогательных репродуктивных технологий. Азооспермия диагностируется в процессе обследования репродуктивного статуса мужчины (УЗИ, биопсии яичка, определения уровня гормонов, спермограммы). При обструктивной азооспермии требуется микрохирургическое восстановление проходимости семявыносящих путей; при секреторной форме патологии – проведение стимулирующей гормональной терапии. В случае невозможности естественного зачатия прибегают к использованию ЭКО (ИКСИ).

Патология спермы, в т. ч. азооспермия, всегда является отражением неблагополучия мужского репродуктивного здоровья, поэтому основные усилия специалистов должны быть направлены на выявление и устранение причин данного состояния.

Физиология и нарушения сперматогенеза

Сперматогенез – процесс образования и созревания мужских половых клеток начинается в пубертатном периоде и продолжается до глубокой старости. Образование сперматозоидов происходит в извитых семенных канальцах яичек и включает три последовательные фазы: пролиферацию сперматогоний, мейоз и спермиогенез. Наиболее активно этот процесс протекает при температуре 34°С, что обеспечивается анатомическим расположением яичек в мошонке, вне брюшной полости. Окончательное созревание сперматозоидов происходит в придатке яичка.

Продолжительность полного цикла сперматогенеза у мужчины составляет примерно 73-75 дней. Разного рода неблагоприятные факторы могут нарушать процесс образования и созревания сперматозоидов, приводя к различным формам патоспермии, наиболее частыми среди которых являются:

• Олигозооспермия — снижение количества живых сперматозоидов (ме- нее 20 млн. в 1 мл эякулята),
  • Астенозооспермия – наличие менее 50% сперматозоидов с движением 1 типа (прогрессивного линейного) и 2 типа (медленного линейного либо прогрессивного нелинейного) или менее 25% сперматозоидов с движением 1 типа. Количество и форма сперматозоидов при этом в норме.
  • Тератозооспермия – более половины сперматозоидов имеют отклонения в строении головки и хвоста. Подвижность и количество клеток не изменены,
  • Азооспермия – сперматозоиды в семенной жидкости отсутствуют. Подробная характеристика причин и форм азооспермии представлена ниже.

Причины азооспермии

С учетом причин возникновения азооспермия может быть обструктив- ной, необструктивной (секреторной) и временной.

В основе обструктивной формы азооспермии лежит непроходимость семявыносящих путей, в результате чего сперматозоиды не могут попасть в эякулят. При этом мужские половые клетки образуются в достаточном количестве, имеют нормальную морфологию и подвижность. Причинами, приводящими к обструктивной азооспермии, могут являться врожденные аномалии (аплазия семявыносящих протоков), воспалительные процессы (орхит, эпидидимит, везикулит, простатит), травмы органов мошонки, варикоцеле,пахово-мошоночные грыжи, стриктура уретры, операции на органах мошонки (вазорезекция, грыжесечение,операции при гидроцеле) и др.

При секреторной (необструктивной) азооспермии изначально нарушается образование сперматозоидов в яичках. Факторами, вызывающими подобное состояние, могут служить двусторонний крипторхизм, эпидемический паротит, осложненный орхоэпидидимитом, опухоли яичек, радиационное облучение, токсическое воздействие солей тяжелых металлов и пестицидов.

Нарушение сперматогенеза по типу секреторной и обструктивной азооспермии может иметь место при гипогонадизме, муковисцидозе, сахарном диабете, целиакии, опухолях гипофиза, травмах позвоночника, сифилисе и другой патологии. Временная азооспермия характеризуется преходящими функциональными нарушениями со стороны половых желез и может развиваться на фоне острых заболеваний, стрессов, приема лекарственных препаратов (стероидных гормонов, антибактериальных и противоопухолевых средств), частого посещения саун и бань. Временное снижение производства сперматозоидов отмечается у сексуально активных мужчин при частых половых актах.

Симптомы азооспермии

Основным специфическим симптомом азооспермии является мужское бесплодие. При этом сексуальная функция у мужчины может оставаться не нарушенной. Остальные клинические симптомы, сопровождающие азоос- пермию, связаны с основным заболеванием. Так, при гипогонадизме у мужчины определяется неразвитость вторичных половых признаков: скудное оволосение, телосложение по женскому типу, гинекомастия. Секреторной азооспермии нередко сопутствует гипоплазия яичек, микропенис, снижение либидо, эректильная дисфункция. При различных формах обструктивной азооспермии мужчину может беспокоить дискомфорт, боль, отек или припухлость мошонки. При пальпации определяются яички нормальных размеров и формы, а придатки яичек увеличены за счет скопления в нем сперматозоидов. Обструктивная азооспермия может сопровождаться ретроградной эякуляцией.

Диагностика азооспермии

Причины и форма азооспермии могут быть установлены только специалистами на основании комплексного обследования мужской репродуктивной системы. При сборе анамнеза уточняется частота половой активности и длительность периода бесплодия, перенесенные заболевания, профессиональные вредности, образ жизни пациента и другие факторы. При физикальном осмотре оценивается тип телосложения, выраженность вторичных половых признаков, состояние наружных гениталий. Для исключения патологии мужских половых органов проводится УЗИ органов мошонки, УЗИ предстательной железы, УЗИ сосудов мошонки и др. Важными анализами, позволяющими судить о мужской фертильности в целом и азооспермии в частности, являются спермограмма и определение уровня антиспермальных антител в крови. Исследование гормонального статуса при азооспермии (тестостерон, пролактин, эстрадиол, ЛГ, ФСГ) позволяет судить о гипоталамо-гипофизарной регуляции деятельности половых желез. Для исключения ретроградного семяизвержения производится постэякуляторный анализ мочи. Дифференциальной диагностике форм азооспер- мии способствует проведение биопсии яичка.

Лечение азооспермии

Во всех случаях азооспермии лечение направлено на устранение причины, вызвавшей нарушение мужской фертильности. Так, одним из путей решения проблемы обструктивной азооспермии является проведение реконструктивных операций, обеспечивающих восстановление проходимости семявыносящих путей. Успешность восстановления фертильности после хирургического устранения обструкции семявыносящих путей составляет до 35%. Для коррекции эндокринных расстройств, приведших к секреторной азооспермии, назначается заместительная или стимулирующая гормональная терапия. С помощью курса лечения мужского бесплодия гормонального генеза в некоторых случаях удается добиться появления сперматозоидов в эякуляте. Если, несмотря на предпринятое хирургическое и консервативное лечение азооспермии, беременность у партнерши так и наступает, на помощь приходят вспомогательные репродуктивные технологии, самой эффективной из которых является ИКСИ. Для процедуры экстракорпорального оплодотворения сперматозоиды получают в процессе открытой или аспирационной биопсии из яичка (TESA / TESE) или придатка яичка (PESA, MESA).

Савчук Руслан Валерьевич

К.мед.н, врач уролог-андролог высшей категории
СТРАНИЦА ВРАЧА