Ведение беременности после ВРТ

Автор : комментарии : (0)

Долгожданная беременность для любой женщины является поводом для особых эмоций, иногда страхов и множества вопросов. А беременность, наступившая после ЭКО – это всегда дополнительные переживания, которые имеют для этого основание. Вопрос о том: «Как будет проходить беременность?» — волнует не только саму женщину. Этот же вопрос стоит и перед доктором, который будет наблюдать беременную.

И действительно, ведение беременности после ВРТ отличается от наблюдения «обычных» беременностей и зависит от изначальной причины и характера бесплодия. Это и длительность диагностируемого бесплодия, причины  инфертильности, наличие гинекологических заболеваний в анамнезе, наличие соматической патологии, выбор метода лечения бесплодия, возраст пациентки, а также, наступившая многоплодная беременность и др.

Осложнения при ЭКО:

• Синдром гиперстимуляции яичников
  • Многоплодная беременность
  • Эктопическая беременность
  • Перекрут яичника
  • Кровотечение из кист яичника
  • Самопроизвольное прерывание беременности

Особого наблюдения требуют: гормональная коррекция, контроль гемостаза, раннее выявление нарушений внутриутробного развития плода и др. Но основной особенностью беременностей после ЭКО является недостаточность лютеиновой фазы. Связано это с тем, что индукция  суперовуляции  подавляет синтез эндогенного  ЛГ  и  снижает стимуляцию тека-клеток; забор  ооцитов  сопровождается  удалением  значительного  числа  клеток  гранулёзы; сниженная  секреция  стероидных гормонов, в первую очередь прогестерона, вызывает нарушение процессов имплантации. Стероидные гормоны играют важнейшую роль для наступления и пролонгирования беременности. Прогестерон в достаточных концентрациях в лютеиновой фазе запускает и поддерживает иммунные реакции при имплантации и формировании плодного яйца. Кроме того, прогестерон:

• Вызывает децидуальные изменения в эндометрии
  • Стимулирует пролиферативную активность в миометрии
  • Усиливает васкуляризацию миометрия
  • Обладает выраженным токолитическим действием, препятствуя стимулирующему эффекту окситоцина и простагандинов

Биологические эффекты прогестерона при беременности:

• торможение продукции ФСГ, блокирующее рост новых фолликулов
  • снижение порога возбудимости мышечных волокон
  • повышение тонуса гладкомышечных волокон шейки матки
  • усиление васкуляризации эндометрия, пролиферации и секреторной деятельности его желез
  • возрастание в секрете концентрации липидов и гликогена, необходимых для развития эмбриона
  • ингибирование реакции отторжения тканей, опосредованной через Т-лимфоциты
  • задержка в организме натрия и воды

Недостаток прогестерона:

• Нарушение секреторной трансформации эндометрия
  • Нарушение функции эндометрия в период «окна для имплантации»
  • Нарушение функции трофобласта
  • Нарушения микроциркуляции

При ведении беременности после ЭКО обязательная гормональная поддержка беременности до 12 недель с дальнейшим постепенным снижение доз препаратов прогестерона!

Течение беременности у 87% пациенток после ЭКО имеет осложнённый характер гестационного процесса.

Примерно в 25-30% беременность после ЭКО заканчивается самопроизвольным прерыванием в первом триместре. Причиной этого чаще всего становятся следующие факторы:

• Иммуногенетические

Сюда относятся хромосомные изменения в половых клетках супругов, антифосфолипидный синдром, наличие антител к хорионическому гонадотропину человека, эстрадиолу и прогестерону, а также тканевая несовместимость супругов по системе HLA.

• Инфекционно-воспалительные
  • Эндокринные

Гормональные нарушения (недостаточная функция желтого тела, сниженный уровень эстрогенов, гиперандрогения), связанные с последствиями индукции овуляции или исходными эндокринными расстройствами, являются одними из основных факторов потери беременности после ЭКО.

Во втором и третьем триместре беременность после ЭКО также может прерваться по следующим основным причинам:

• Внутриутробные инфекции
  • Многоплодие

Многоплодные беременности после ЭКО встречаются у 25% женщин. Вынашивание двух и более плодов часто серьезно осложняет течение беременности и приводит к возникновению истмико-цервикальной недостаточности. В большинстве случаев она становится причиной самопроизвольных поздних выкидышей и преждевременных родов.

• Плацентарная недостаточность

Нарушения обменных процессов в организме матери, а также между матерью и плодом могут стать причиной задержки его развития и даже внутриутробной гибели. Поэтому у женщин, беременность которых наступила после ЭКО, с первого триместра беременности должен проводиться комплекс мер, направленных на профилактику и лечение недостаточной функции плаценты.

Выявление врожденных пороков развития плода

Риск врожденных пороков развития плода после ЭКО несколько выше (по разным данным от 2 до 5%), чем при беременности, наступившей естественным путем. В первую очередь, это может быть связано со зрелым возрастом большинства будущих мам, а также различными факторами, вызвавшими мужское и женское бесплодие.

Поэтому во многих случаях при проведении процедуры ЭКО требуется предимплантационная диагностика для выявления хромосомных аномалий и некоторых генетических заболеваний. Кроме того, в установленные сроки беременности требуется обязательное прохождение беременной женщиной биохимических и ультразвуковых скринингов, направленных на раннее выявление пороков развития органов и систем плода.

Принципы ведения беременности после ЭКО

• Ранняя постановка на учёт в женской консультации
  • Составление индивидуальной программы наблюдения за течением беременности
  • Преемственность в лечебной тактике между врачами-репродуктологами и акушерами-гинекологами женских консультаций и стационаров
  • Динамический клинико-лабораторный мониторинг за течением беременности с целью раннего выявления патологии беременности
  • Профилактика возможных осложнений гестационного процесса
  • Своевременная госпитализация в профильный стационар при возникновении сопутствующих осложнений
  • Постоянная психологическая поддержка и охранительный режим
  • Рождение жизнеспособного здорового ребёнка при сохранённом здоровье матери!!!