Заболевания щитовидной железы и бесплодие

Нарушение функций щитовидной железы — одно из самых распространенных заболеваний среди людей репродуктивного возраста. Щитовидная железа не относится к репродуктивной системе человека, однако гормоны ее оказывают влияние на синтез половых гормонов как у женщины, так и у мужчины. Проблемы с щитовидной железой во время беременности очень опасны как для мамы,так и для малыша. Часто женщинам, страдающим бесплодием, ставится диагноз гипотиреоз (состояние, при котором щитовидная железа вырабатывает недостаточное количество гормонов). При гипотиреозе увеличивается риск замершей беременности, выкидыша, рождения мертвого ребенка, или рождение умственно отсталого ребенка.

Если у женщины гипертиреоз (противоположное состояние, при котором вырабатывается избыточное количество гормонов) возрастает риск преждевременных родов, низкого веса плода, также возможны пороки развития у малыша.

Связь между нормальной работой щитовидной железы и зачатием очевидна.

Недостаток тиреоидных гормонов приводит к увеличению уровня мужского полового гормона тестостерона, который подавляет овуляцию у женщин, менструации.

Затем, увеличивается концентрация пролактина крови. При повышенном уровне пролактина останавливаются менструации. При отсутствии менструации,не происходит овуляции, поэтому зачать ребенка не представляется возможным.

Закладка всех органов будущего малыша происходит в первом триместре беременности. И пока не сформирована щитовидная железа у ребенка, она работает «за счет» его мамы, поэтому малыши в этот период крайне чувствительны к недостатку или избытку тиреоидных гормонов матери.

Ещё недавно специалисты считали, что щитовидная железа и её гормоны не оказывают влияния на мужскую силу и способность к продолжению рода. Последние исследования, однако, доказывают обратное. Мужское бесплодие может быть вызвано проблемами с щитовидной железой, в частности гипотиреозом. У мужчин, конечно, это заболевание встречается реже, чем у женщин, но всё же такое случается.

Щитовидная железа – это самая большая железа внутренней секреции в человеческом организме. Она контролирует эндокринную систему и все обменные процессы в организме.

При гипотиреозе развивается дефицит гормона щитовидной железы и как следствие возникает недостаток половых гормонов. В итоге происходит сбой всей мочеполовой системы, что и влечёт за собой мужское бесплодие.

Женщина может задаться вопросом: «Как можно заподозрить заболевание щитовидки не дожидаясь проблем с зачатием?»

Если внимательно к себе относиться, прислушиваться к самочувствию, наблюдать за внешними изменениями, то, конечно, можно. Первый признак гипертиреоза – это неустойчивость настроения. Окружающие порой приписывают таким людям склонности к истерикам или скверный характер, а это не так. Дело в избыточном количестве вырабатываемых гормонов. Кроме перемен с настроением отмечается плаксивость, повышенное потоотделение. Внешне такие пациенты больными не кажутся. У них приятный румянец на щеках, бархатистая кожа. Порой они выглядят даже моложе своих лет.

Существуют и другие симптомы. Глазные щели кажутся более выразительными, широкими, что в народе называют пучеглазием. Отмечается усиленный блеск глаз, верхнее веко не может до конца прикрыть глаз, недружественная работа зрачков. Иногда взгляд больных кажется гневным. Можно подумать, что пациент чем-то недоволен, напуган. Кроме того, пришедшие на прием жалуются на потерю веса при усилившемся аппетите. Частой становится склонность к профузным поносам, наблюдается кардиопатия, которая приводит в последствии к сердечной недостаточности. Появляется одышка, выраженная усталость. У многих поражается печень.

При гипофункции все с точностью наоборот: пациенты становятся тучными, сонливыми, все действия у них замедленные. Встать с кресла для таких людей проблема. Их речь заторможенная, часто это же относится и к умственной деятельности. Локти округляются, пульс становится редким, давление понижается.

ЭКО поможет решить проблему бесплодия, если таковая возникла, только после нормализации гормонального фона.

Нередки случаи, когда вступать в протокол ЭКО щитовидная железа и вовсе не позволяет, поэтому процедуру приходится переносить на несколько месяцев или даже на целый год.

Гипотиреоз – это более благоприятная ситуация для наступления беременности, по сравнению с гипертирерзрм, и ЭКО в таком случае можно будет провести уже через 1-2 месяца.

Именно столько времени потребуется, чтобы подобрать заместительную терапию тиреоидными гормонами и нормализовать уровень ТТГ в крови (гормон гипофиза, регулирующий секрецию тироксина и трийодтиронина).

Тиреотоксикоз требует более продолжительного лечения, и вступать с этим заболеванием в протокол ЭКО нельзя.

Повышенная функция щитовидной железы не всегда снижает вероятность оплодотворения, но при этом тиреотоксикоз значительно увеличивает шансы:

• неблагоприятного исхода беременности (замирание на ранних сроках);
  • осложнений (фетоплацентарная недостаточность, эклампсия, отслойка плаценты);
  • задержки внутриутробного развития плода.

Поэтому нужно сначала нормализовать гормональный фон, и только после этого беременеть.

Какие именно методы лечения применить в каждом конкретном случае может назначить только врач, и чем быстрее начнется лечение, тем быстрее Вы забудете об этой проблеме.