Синдром поликистозных яичников

Синдром поликистозных яичников, он же поликистоз, сегодня встречается у каждой пятой женщины в мире, о чем свидетельствуют многочисленные научные исследования. СПКЯ – масштабная и многоликая проблема, которая причиняет немало трудностей своей «обладательнице», может приводить к нарушениям месячного цикла, невынашиванию беременности или бесплодию, повышает риск развития опухолей половых органов, сахарного диабета второго типа и сердечно-сосудистых заболеваний. Тем не менее, отчаиваться не стоит. Поликистоз – это не приговор, а повод заняться своим здоровьем.

Несмотря на высокую частоту данных заболеваний и многолетнюю историю их изучения, проблемы этиологии, патогенеза, лечения синдрома до конца не разрешены. Постараемся разобраться, когда же стоит уделить особое внимание данному вопросу.

Если вы отмечаете у себя:

• нарушения менструального цикла: отсутствие месячных, их нерегулярность, обильность и болезненность, реже – наличие межменструальных кровянистых выделений или кровотечений;
  • рост волос на груди, животе, лице;
  • отложение жира преимущественно в области талии и живота;
  • выпадение волос на голове;
  • повышенную жирность кожи, волос, появление прыщей,

все это может указывать на эндокринные нарушения, которые могут быть признаками синдрома поликистозных яичников.

Для точной диагностики используют:

• анамнез и осмотр специалистом;
  • девушки могут страдать избыточным весом и иметь рост волос по мужскому типу, например, на груди и на лице.
  • анализ крови на гормоны;
  • при СПКЯ в крови наблюдается повышение лютеинизирующего гормона (ЛГ) и мужских половых гормонов.
  • ультразвуковое исследование;
  • УЗ-признаками поликистозных яичников считаются наличие 10 и более фолликулов диаметром 2–8 мм, а также увеличение объема яичников более 10 см2. При наличии доминантного фолликула (10 мм и более) или желтого тела УЗИ следует повторить во время следующего менструального цикла.

Диагноз СПКЯ ставится, если у пациентки присутствуют одновременно любые два из трёх следующих признаков:

1. Симптомы избыточной активности или избыточной секреции андрогенов (клинические или биохимические);
  2. Нарушения овуляции;
  3. Поликистозные яичники при ультразвуковом исследовании органов брюшной полости

К сожалению,единого, подходящего для всех метода лечения не существует. Сколько  «лиц» у этой патологии, столько и схем лечения, и для каждой пациентки такая схема подбирается индивидуально. Именно такой подход рекомендуют применять ведущие профессиональные ассоциации Европы и США, в англоязычной литературе используется словосочетание «tailor-made approach», что в буквальном смысле означает «подход по принципу пошитого на заказ платья».

Ранее считалось, что единственный способ справиться с СПКЯ – назначить гормональные контрацептивы, имеющие антиандрогенные свойства, но это лишь одна из возможных составляющих лечения. Все зависит от того, по какой причине развился поликистоза, какие органы и системы задействованы в заболевании, какими симптомами СПКЯ проявляется.

При избыточной массе тела ключевое внимание уделяют ее снижению – кроме гинеколога, необходимо наблюдение диетолога, физические нагрузки, медицинские препараты. Если проблема в избыточном синтезе мужских половых гормонов, повышенной выработке пролактина или инсулина, назначают соответствующие медикаментозные средства, которые влияют на гормональный фон. Не так давно СПКЯ лечили, преимущественно, оперативно, но сегодня операция, представляющая собой лапароскопическое иссечение оболочки яичника, помогающие  созревшей яйцеклетке выйти из фолликула и начать движение в полость матки хотя и значительно повышает шансы на успешное оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом и наступление долгожданной беременности, но выполняется только при неэффективности других методов, поскольку эффект от операции не постоянный. Примерно через полгода после проведения вмешательства репродуктивная функция яичников угасает, а спаечный процесс в тканях, наоборот, усиливается. В большинстве случаев в результате комплексной программы лечения удается восстановить нормальную функцию яичников, что также дает возможность успешно выносить и родить ребенка.

Самые сложные случаи поликистоза – это те, при которых ткань яичника не реагирует на гормоны вследствие патологии рецепторов. Такое состояние называют синдром резистентности яичников. Лечение у таких больных не дает никакого эффекта, следовательно, естественная беременность наступить не может. Но нет ничего невозможного, чтобы помочь женщине в таких случаях используют вспомогательные репродуктивные технологии и Вы — мама.