Счастливая пара
Эффективность программ до 80,52%

Преодоление бесплодия при эндометриозе

По данным ESHRE около 50% бесплодных женщин репродуктивного возраста страдают эндометриозом.

Это заболевание входит в тройку лидеров вместе с  воспалительными заболеваниями и миомой матки,   приводящие  к:

• значительным нарушениям репродуктивной системы
  • стойкому болевому синдрому
  • бесплодию

Эндометриоз—это наличие клеток эндометрия вне матки, которая вызывает хроническую воспалительную реакцию.

Согласно результатам исследования Международной ассоциации эндометриоза, в котором приняло участие 4000 больных женщин, у 50% респонденток первые признаки болезни проявились в возрасте до 24 лет, у 21% — до 15 лет, у 17% — между 15 и  19 годами.

В некоторых случаях первым и единственным      симптомом  эндометриоза является  бесплодие.

Вероятные причины субфертильности при эндометриозе :

• трубное бесплодие (органическое и функциональное)
  • перитонеальное бесплодие
  • эндокринное бесплодие
  • иммунологическое бесплодие (нарушение процесса имплантации, повреждение сперматозоидов  активированными макрофагами)

Теорий возникновения заболевания много, но ни одна из них не является доказанной.

Фоном  могут  служить:

• частые инфекционные заболевания
  • гормональные нарушения
  • воспаление придатков
  • аборт или диагностические выскабливания
  • генетические факторы

• Анамнез
  • Физикальное обследование
  • Лабораторные методы (биомаркеры)
  • УЗИ органов малого таза
  • МРТ
  • Гистероскопия
  • Лапароскопия

• медикаментозный (консервативный)
  • хирургический
  • сочетанный
  • при бесплодии в течение 1 года на фоне терапии рекомендовано ЭКО.
  • пациенткам старше 38 лет процедуру ЭКО следует назначать сразу же, независимо от формы и тяжести эндометриоза.

Медикаментозное лечение эндометриоза Основными препаратами, с доказанным эффектом, для лечения подтвержденного эндометриоза являются:

• Препараты прогестерона
  • Монофазные  КОК
  • Ингибиторы ароматазы в качестве антиэстрогенных средств
  • Даназол
  • Агонисты гонадотропин рилизинг — гормона (аГнРГ)

Хирургические методы лечения эндометриоза

• При неэффективности консервативного лечения
  • Рекомендовано при наличии «шоколадных» кист яичников, для устранения спаек в области малого таза
  • Метод выбора — ЛАПАРОСКОПИЯ
  • В 12% случаев у женщин старше 40 лет заболевание не поддается лечению. Рекомендовано радикальную операцию по удалению матки и яичников.

Эффективна ли гормональная терапия бесплодия, связанного с эндометриозом?

• Подавление функции яичников (с помощью гормональных контрацептивов, прогестагенов, агонистов ГнРГ или даназола) для улучшения фельтильности при степени эндометриоза от минимальной до умеренной неэффективно и не должно использоваться только с этой целью.
  • Женщинам с эндометриозом, страдающим бесплодием, не нужно назначать гормональное лечение для подавления функции яичников с целью улучшения фертильности (Hughes et al., 2007).
  • Повышенный уровень эстрогенов при эндометриозе может провоцировать и гиперпролактинемию.

Эффективно ли хирургическое лечение бесплодия, связанного с эндометриозом?

Направляя  на операцию, не все врачи ( к сожалению) проявляют заботу о репродуктивном потенциале женщины. А ведь несколько операций на яичниках вполне могут привести к тому, что в 30 лет у женщины наступает менопауза.

!Именно поэтому перед операцией очень важно проконсультироваться с репродуктологом, который может «законсервировать» яйцеклетки для использования их в программе ЭКО (в случае необходимости).

• При тяжелом течении эндометриоза рекомендуется процедура экстракорпорального оплодотворения (ЭКО).

В программе ЭКО при эндометриозе рекомендованы протоколы с агонистами ГнРГ, которые помогают одновременно снизить интенсивность заболевания, а также получить большее количество яйцеклеток, тем самым  увеличивая шанс на успешное оплодотворение и последующую имплантацию эмбриона в матке.

При риске развития СГЯ в клинике проводятся протоколы с антагонистами ГнРГ у женщин с минимальной и умеренной степенью эндометриоза или эндометриомой .

• ESHRE рекомендует использовать ВРТ в лечении бесплодия, связанного с эндометриозом, особенно при нарушении функции маточных труб, при мужском факторе бесплодия и/или при неэффективности других факторов лечения.

• Бесплодным женщинам с эндометриозом показано лечение с помощью ВРТ после хирургической операции т.к. кумулятивная частота рецидивов эндометриоза не увеличивается после контролируемой стимуляции яичников при проведении ЭКО/ИКСИ(Coccia et al.,2010 Benaglia;et al.,2011).

• Рекомендуем врачам консультировать женщин с эндометриомой яичников относительно риска снижения функций  яичников после операции и возможной потери яичника.
  • В случае, если  женщине  ранее  было выполнено хирургическое вмешательство на яичниках, решение проведения повторной операции до ЭКО должно быть тщательно обдуманным

Лучшее лечение эндометриоза — это беременность!

Данилова Екатерина Алексеевна
Репродуктолог, врач акушер-гинеколог первой категории