Поздравляем! У Вас будет девочка. Услуги преимплантационной генетической диагностики

2-го апреля для пациентов клиники «Лада» был подписан первый в Одессе договор на проведение процедуры генетического исследования эмбрионов. Сегодня эти пациенты имеют все данные о генетическом статусе своих будущих детей. Путь к этому был долгим для Клиники, и мы рады, что наш клиентоориентированный подход может предоставлять пациентам самые передовые технологии.

Многие попытки, неудачи и потерянное время – наконец-то мы можем оставить это в прошлом благодаря использованию новых технологий. Новое направление в репродуктивной медицине — преимплантационный генетический скрининг делает возможным осуществлять перенос только тех эмбрионов, которые не имеют хромосомных аномалий и с большой вероятностью станут в последствии здоровыми детьми. А при помощи услуги преимплантационной генетической диагностики (ПГД) мы можем помочь парам, в которых один из супругов имеет генетическое заболевание, родить ребёнка без носительства патогенных мутаций. Плюс ко всему, мы взяли на себя обязательство по перевозке биологического материала. В своих дюарах наши эмбриологи лично доставляют ценный груз.

«Скоро будет считаться преступлением для родителей, иметь ребёнка, несущего тяжкое бремя генетического заболевания» — так считал Роберт Эдвардс, Нобелевский лауреат и основоположник экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Такую же точку зрения имеем и мы. Запишитесь на консультацию нашего репродуктолога и узнайте, есть ли у Вас показания к процедуре!

Узнать расписание и записаться можно по ссылке:  https://ladastaging.wpengine.com/time-table

Также предлагаем Вам ознакомиться со статьей  нашего клинического эмбриолога — Александра Петренко.

Преимплантационная генетическая диагностика и её роль во вспомогательных репродуктивных технологиях

Вступление

Преимплантационная генетическая диагностика (ПГД) зародилась практически одновременно с появлением клинической эмбриологии в современном понимании, параллельно развиваясь. Роберт Эдвардс, разработавший методику экстракорпорального оплодотворения и позже получивший за Нобелевскую премию, в 1967-м году впервые произвёл биопсию эмбриона лабораторного животного с целью определения пола. Первые же успешные роды после ПГД наступили в 1990-м году, диагностика проводилась из-за риска наследования Х-сцепленного заболевания, адренолейкодистрофии.

Сегодня в ПГД используются такие методы, как полимеразная цепная реакция (ПЦР), флуоресцентная гибридизация in situ (FISH), сравнительная геномная гибридизация (CGH), секвенирование нового поколения (NGS).

Следует различать два термина: преимплантационная генетическая диагностика и преимплантационный генетический скрининг (ПГС). В первом случае производится поиск маркеров известного генетического заболевания родителей в полученных эмбрионах. При проведении ПГС генетики определяют наличие анеуплоидии в исследуемых эмбрионах, когда о каких-либо генетических заболеваниях родителей неизвестно, однако родители входят в группу риска по анеуплоидии.

Согласно Приказу МОЗ №787 от 09.09.2013, пренатальная генетическая диагностика может быть проведена по собственному желанию пациентов после заполнения заявления по утверждённой форме.

Кандидатами для ПГД являются:

• Пары с семейным анамнезом по Х-сцепленным заболеваниям;
  • Пары с транслокациями хромосом, что вызывает нарушение имплантации, повторяющееся прерывание беременности, умственную или физическую патологию у детей;
  • Носители аутосомно-рецессивного заболевания;
  • Риск аутосомно-доминантного заболевания;

Кроме того, ПГД может быть применена в случае:

• Потребности в HLA-типировании;
  • Потребности в получении Rh-.

Таким образом, три группы пациентов, которым рекомендуется консультация по поводу необходимости ПГД:

1. Пациенты с заболеваниями, связанными с полом (гемофилия, синдром фрагильной Х-хромосомы, витамин D-резистивный рахит, большинство миодистрофий и др.);
  2. Пациенты с заболеваниями, обусловленными мутациями в одном гене (муковисцидоз, болезнь Тея-Сакса, хорея Гентингтона, серповидноклеточная анемия и др.);
  3. Пациенты с хромосомными нарушениями (аномалии числа или структуры хромосом).

Кандидаты для ПГС – это:

• «Возрастные» (advanced maternal age) пациентки;
  • Пары с повторяющимся прерыванием беременности;
  • Пары с повторяющимися неудачными циклами ЭКО;
  • Партнёр со множественными мужскими факторами бесплодия.

Первая группа пациентов характеризуется высокой частотой получения анеуплоидных эмбрионов. Так, у пациентов в возрасте 35-39 лет частота анеуплоидии составляет более 20%, тогда как в возрасте более 40 лет этот показатель составляет 40% и выше. Часто анеуплоидии становятся причиной самопроизвольного прерывания беременности.

К группе с повторяющимся прерыванием беременности, согласно международным рекомендациям, следует относить пациенток с двумя и более самопроизвольными прерываниями беременности на сроке гестации до 20 недель. По данным литературы, в таких ситуациях 50-80% абортусов имеют хромосомные нарушения, а пациенты с повторяющимся прерыванием беременности имеют более высокую частоту анеуплоидных эмбрионов, чем другие пары.

Третья группа включает в себя пациентов с 3 и более неудачными попытками ЭКО, когда удавалось получить и перенести эмбрионы высокого качества. Хотя причинами этому могут быть различные нарушения (иммунологический фактор, женские факторы и т.д.), в исследованиях указывается, что такая выборка пациентов имеет большую частоту хромосомных аномалий у эмбрионов.

В четвёртой группе состоят пациенты, у которых частота анеуплоидии объясняется наличием множественных мужских факторов бесплодия. По данным литературы, даже у относительно здоровых пациентов с нормозооспермией до 3-8% сперматозоидов содержат в себе хромосомные абберации. Этот показатель значительно повышается в случае, когда присоединяются факторы бесплодия (например, низкое количество сперматозоидов, морфологические аномалии, слабая подвижность), вплоть до 27-74% от общего количества сперматозоидов. Проведение ПГС эмбрионов этой группы пациентов снижает риск переноса анеуплоидного эмбриона.

Материал для исследования

Существует несколько вариантов забора материала для проведения ПГД/ПГС. Среди них различают:

• Биопсия полярного тела;
  • Биопсия эмбриона с изъятием бластомеры на 3-й день;
  • Биопсия трофэктодермы на 5-й день.

Каждый из этих методов имеет определённые достоинства и недостатки. Так, например, при биопсии поляного тела ооцита не учитывается отцовская ДНК, возможно исследование лишь материнской части генома будущего эмбриона. Это накладывает ряд ограничений, что, например, может быть существенно при диагностике сцепленного с полом заболевания.

При биопсии эмбриона на 3-й день и изъятии бластомера такой проблемы не возникает, поскольку эмбрион уже содержит в себе как материнский, так и отцовский геном. Однако результаты при этом могут быть неточными, у таких эмбрионов часто обнаруживается мозаицизм. Даже если в эмбрионе содержатся бластомеры с анеуплоидным набором, возможно их элиминация к 5-му дню, в силу чего эмбрион окажется диплоидным и подходящим для переноса. Кроме того, по данным литературы, при биопсии на 3-й день может снижаться выживаемость эмбрионов.

Проведение биопсии на 5-й день решает ряд проблем: проблему количества материала (происходит биопсия трофэктодермы и, в ходе её, происходит забор достаточного количества клеток), проблему частоты мозаицизма (с большой вероятностью эмбрион, если он был мозаичным, элиминировал в ходе своего развития анеуплоидные элементы), влияние на эмбрион в этой ситуации минимально. По этой причине в клинике «Лада» применяется исследование именно этого материала.

Выводы

• ПГД/ПГС являются рутинными исследованиями в репродуктивной медицине;
  • Некоторым категориям пациентов ПГД/ПГС показано, законодательно пациенты вправе просить проведение данных исследований без показаний, по желанию;
  • При риске передачи генетического заболевания, сцепленного с полом, необходимо прибегать к селекции эмбрионов по полу;
  • По данным литературы, самым безопасным методом биопсии является биопсия трофэктодермы на 5-й день.

Использованы материалы базы Medscape