Мужское бесплодие и его причины

Мужское бесплодие — это нарушение мужской репродуктивной функции, которое выражается в количественном или качественном изменении сперматозоидов. Их либо слишком мало, либо они слишком слабы, чтобы достигнуть яйцеклетки и оплодотворить ее.

Разновидности неспособности к зачатию определяются анатомическими и функциональными признаками.

Секреторное бесплодие — нарушается выработка сперматозоидов.

Экскреторное бесплодие обусловлено затруднением прохождения сперматозоидов по семявыводящему протоку.

Аутоиммунное бесплодие организм воспринимает собственные сперматозоиды как чужеродный белок и вырабатывает антитела к ним.

Сочетанное бесплодие наблюдается при нарушении созревания сперматозоидов и наличии препятствий к семяизвержению (эректильной дисфункции, к примеру).

Причины мужского бесплодия

Один из самых частых факторов, вызывающих мужское бесплодие, — это воспалительные заболевания мочеполовой системы, как правило — инфекции, передающиеся половым путем (ЗППП).

Эндокринная патология. Уменьшение уровня тестостерона при гипогонадизме (недоразвитие половых желез) может быть вызван как нарушением функции яичек, так и нарушением регуляторных механизмов выработки гормонов на уровне гипофиза.

Варикоцеле, или варикозное расширение вен лозовидного сплетения яичек, — патология, преимущественно возникающая у подростков.

Врожденные аномалии мужской половой сферы. Это врожденное нарушение развития яичек, недоразвитие семявыносящих протоков, врожденная обструкция придатка яичка, аномалии развития половых органов.

Общесоматическая патология. К нарушению выработки тестостерона и, как следствие, бесплодию, приводят такие тяжелые заболевания, как почечная недостаточность, цирроз печени.

Иммунная форма бесплодия. Организм расценивает сперматозоиды как чужеродные клетки. Повышенная вероятность развития аутоиммунного бесплодия возможна при: хронической непроходимости семявыносящих путей; инфекциях репродуктивного тракта; орхите; простатите; варикоцеле; после перекрута яичка или травмы.

На способность мужчины к зачатию влияют и внешние факторы: профессиональные вредности, алкоголь, курение;

физические факторы: перегрев (в том числе чрезмерное пристрастие к бане), магнитные поля, облучение;

некоторые лекарства: антидепрессанты, гормональные препараты, некоторые антибиотики.

Под действием этих факторов повреждается сперматогенный эпителий, соответственно, уменьшается выработка сперматозоидов. Имеет значение и длительный стресс: под его действием уменьшается синтез половых гормонов.