Счастливая пара
Эффективность программ до 80,52%

Гиперстимуляция яичников после пункции

Вспомогательная репродуктивная медицина дает многим парам шанс стать родителями. В связи с тем, что данный метод лечения достаточно молод и для многих пар является неизученным, существует множество мифов о его течении и последствиях. Так, например, многие женщины не хотят вступать в протокол опасаясь развития синдрома гиперстимуляции яичников. На сегодняшний день ВРТ достигли того уровня, когда воздействие на организм женщины минимально и данная патология развивается в небольшом количестве случаев. Давайте рассмотрим СГЯ подробнее.

Что такое СГЯ?

Синдром гиперстимуляции яичников или СГЯ – это осложнение суперовуляции, применяемой в рамках протокола услуги ЭКО или других методов лечения бесплодия. Медикаментозная стимуляция может вызвать неконтролируемую реакцию яичников. В норме у женщины созревает один фолликул за цикл. Путем овариальной стимуляции можно увеличить это число. В редких случаях при мультифолликулярном ответе может развиться СГЯ. Подробнее рассмотрим его протекание.

Гиперстимуляция яичников: симптомы и формы

Признаки синдрома проявляются в течение 3-10 дней после введения хорионического гонадотропина – ХГ. Препарат суперовуляции повышает концентрацию гормонов, делая сосудистые стенки более проницаемыми. В результате этого жидкость, насыщенная белковыми соединениями, может начать проникать в полости организма и скапливаться там. Есть разные стадии тяжести синдрома. При легкой и средней асцитическая жидкость находится в брюшной области, при тяжелой выпот присутствует в плевральной полости и околосердечной сумке.

В результате этого содержание крови в сосудах снижается, она начинает сгущаться. Вследствие серьезно возрастает риск возникновения тромбов. Системы организма перестают получать необходимое кровоснабжение.

Стимуляцию суперовуляции предполагают разные протоколы терапии бесплодия: ЭКО, искусственная инсеминация и др. При этом известны естественные случаи развития гиперстимуляции и без применения специальных препаратов.

Симптомы различаются в зависимости от степени тяжести синдрома.

1. Легкая. Яичники увеличиваются до 10 см. Женщина ощущает дискомфорт внизу живота: тяжесть, тонус, слабый болевой синдром. Возможно небольшое увеличение объема талии.
  2. Умеренная. Яичники увеличиваются больше, чем на 10 см. Происходит более заметное вздутие живота. Боли в области внутренних половых органов становятся заметнее. Увеличивается объем живота и общая масса тела. У пациентки начинаются расстройства ЖКТ: тошнота, рвота, диарея. УЗИ регистрирует состояние асцита.
  3. Тяжелая. Яичники больше 12 см. Живот сильно увеличен асцитом. Жидкость у легких и перикарда затрудняет дыхание, ухудшает сердцебиение. Женщина чувствует слабость, сухость во рту, головокружение, страдает от сильных болей в животе. Также фиксируются снижение частоты мочеиспускания и олигурия. Могут наблюдаться боли в ногах.

Если легкая степень предполагает амбулаторное лечение, то при средней или тяжелой обязательна госпитализация. В таких случаях необходима капельная терапия для предотвращения обезвоживания, а профилактические меры для предупреждения тромбов. В самых тяжелых случаях лечение пациентку переводят в реанимацию.

Существует две формы СГЯ.

1. Ранняя. Формируется в течение недели после пункции.
  2. Поздняя. Осложнение после пункции проявляется только через 7-10 дней.

СГЯ и беременность связаны. Поздняя форма развивается, когда плодное яйцо начинает производить свой ХГ. Тогда состояние будущей матери ухудшается. Если же беременность не наступает, ранняя форма синдрома проходит примерно за 3 дня до менструации.

Профилактика СГЯ

Репродуктолог выбирает протокол, который максимально исключает риски СГЯ при ЭКО (уменьшение дозировки гонадотропина, выбор определенных препаратов для стимуляции и триггера овуляции).

• Отказ от свежего переноса эмбрионов, в пользу переноса в последующем менструальном цикле, стратегия “freeze all” (сегментация цикла ЭКО).
  • Медикаментозная коррекция состояния пациентки в протоколе ЭКО и сразу после пункции.

Опасность возникновения серьезных осложнений всего 1%. При этом врач, зная основные факторы риска, может с определенной уверенностью предсказывать развитие этого синдрома.

Профилактика синдрома зависит и от действий будущей матери. Женщине нужно четко придерживаться назначений и рекомендаций врача репродуктолога, следить за своим состоянием, информировать своего врача о самочувствии.

Для снижения риска развития осложнений рекомендуется обильное питье воды без газа – 3-4 литра в сутки и белковое питание с отказом от продуктов, вызывающих газообразование. Также некоторое время после пункции следует соблюдать половой покой и не допускать серьезных физических нагрузок.

Саенко Алла Ивановна
Репродуктолог, врач акушер-гинеколог высшей категории, к. мед. н.