ул. Среднефонтанская, 19В

Главная >> Статьи >>

Дисфункции яичников: причины и симптомы

Яичники – это одновременно репродуктивный орган и железа, выполняющая функции эндокринной системы. Она ответственна за выработку половых гормонов и созревание яйцеклеток. К дисфункциям яичников относят разные нарушения в их работе, вызванные эндокринными расстройствами, воспалительными процессами, инфекциями, операциями. Их природа не обязательно патологическая. Снижение функций яичников может быть связано с возрастными изменениями: ювенильные нарушения происходят в период подростковой перестройки половой системы, климактерические – во время менопаузы.

Как определить нарушение работы яичников?

Прежде всего необходим осмотр гинеколога. Плановые посещения этого специалиста позволяют диагностировать любые заболевания на ранних сроках, в том числе дисфункцию яичников. Признаки нарушений в основном связаны с дисбалансом гормонального фона. Это такие:

• менструальные изменения: задержки или учащения регулярных маточных кровотечений, беспорядочность цикла, обильные или скудные выделения;
    • полное отсутствие менструации в течение полугода и более без наличия беременности;
    • кровотечения вне менструального цикла;
    • боли и дискомфорт внизу живота и/или в поясничном отделе;
    • тяжело протекающий ПМС с осложнениями;
    • кожные проблемы, оволосение по мужскому типу, усиленная потливость.

Для диагностики нарушений гинеколог проводит ультразвуковой осмотр. Женские органы малого таза можно осмотреть трансабдоминально (через брюшную стенку) или трансвагинально – при помощи внутривлагалищного датчика. Также врач назначает ряд лабораторных анализов гормонов в крови и моче: пролактина, фоллитропина, ЛГ, прогестерона и эстрогена. Нужно сдать также мазок на флору для исключения половых инфекций. Возможно понадобится гистероскопия с дальнейшим гистологическим и иммуно-гистохимическим исследованием эндометрия. В особо сложных случаях проводят лечебно-диагностическую операцию – лапароскопию.

Причины дисбаланса половых гормонов неоднозначны и могут быть разными, в том числе и не репродуктивного характера. Поэтому в рамках диагностики часто проводятся также общие обследования, такие как МРТ, КТ, электроэнцефалограмма. Для исключения сахарного диабета определяют  уровень глюкозы в крови.

Заболевания, к которым может привести нарушение функции яичников

Хотя симптоматика не всегда явно выраженная и не обязательно доставляет сильный дискомфорт пациентке, игнорировать ее нельзя. Причина в серьезных осложнениях, которые могут иметь нарушения гормональных функций яичников. Это:

• онкологические заболевания молочных желез и органов малого таза;
    • устойчивые нарушения менструального цикла;
    • неспособность к вынашиванию;
    • бесплодие.

Поэтому в клинике “Лада” уделяют так много внимания проверке функций яичников, в том числе и при обычном плановом осмотре. Диагностика женского бесплодия начинается с обследования половой системы и анализа менструального цикла. С большой вероятностью специалистам удается обнаружить причины неспособности к зачатию именно в этом направлении.

Как восстановить работу яичников – методы лечения

Существуют разные формы нарушений: легкие, средние и тяжелые. Важно также определить, чем вызваны патологии. Если нарушения спровоцировали инфекционные заболевания и воспалительные процессы в половых органах, пациентке назначают курс антибактериальной терапии. Достаточно часто, после такой терапии функции яичников восстанавливаются самостоятельно.

Если проблемы вызваны эндокринными нарушениями, проводится гормональная терапия, которая может быть направлена на устранение причин заболевания или иметь симптоматический характер. Во втором варианте назначаемые препараты призваны нормализовать общий фон и восстановить организм.

В особо сложных случаях назначают хирургическое лечение. Оперативное вмешательство может понадобится при обнаружении опухолей, миом, кист, эндометриоза и т.д.

Если дисфункция вызвана внешними факторами, такими как стресс, ожирение, вредные привычки, терапия заключается в коррекции питания и рациона, введении витаминов, умеренных физических нагрузок с обязательной консультацией психолога и других специалистов.

Решение о том, как улучшить работу яичников у женщины, может принимать только врач. Самолечение опасно не только риском развития серьезных осложнений, способных нанести вред здоровью, но и необратимыми последствиями, в том числе бесплодием.