Счастливая пара
Эффективность программ до 80,12%
Процедура амниоцентез - в каких случаях ее назначают

Что такое амниоцентез?

В случае серьезных подозрений на пороки развития врачи назначают проведение специальных генетических анализов. С их помощью можно определить, будет ли малыш здоровым, еще до его рождения. Одной из самых распространенных процедур такого плана является амниоцентез. Данная методика широко распространена во всем мире и у нас в Украине.  В большинстве случае процедура позволяет делать прогнозы с высокой точностью. Разберемся, в чем она заключается.

Амниоцентез – это…

До рождения плод находится в маточном плодном пузыре. Здесь он растет и развивается. Пузырь заполнен околоплодными водами или амниотической жидкостью. В нее попадают отмершие клетки. Также тут содержатся разные микроорганизмы и химические вещества, индикаторы состояния беременности. Весь этот биоматериал содержит много важной информации о состоянии и здоровье плода.

Термин “амниоцентез” происходит от двух слов: латинского “amnion”, что значит водная оболочка, и греческого “kentesis”, то есть прокалывание. Это инвазивная процедура получения околоплодных вод для анализа или введение лекарства внутрь плодного пузыря. Чаще всего метод используется в диагностических целях. С помощью пренатальной процедуры можно с высокой точностью определять разные виды генетических и других болезней.

Анализ околоплодных вод проводят на 16-19 неделях беременности. В этот период вмешательство является наиболее информативным и наименее опасным для мамы и ребенка. Решение о проведении процедуры принимается на основании предварительного обследования в случае подозрений на развитие определенных патологий. Анализ можно назначать как при одноплодной, так и при многоплодной беременности. Вот как проходит амниоцентез.

1. Путем обследования УЗИ устанавливается точный срок беременности, проверяется количество плодов, оценивается их/его состояние. Также на этом этапе специалист определяет готовность женского организма к процедуре.
  2. Пункцией плодного яйца через брюшную полость осуществляется забор определенного количества околоплодной жидкости – порядка 20-40 кубических сантиметров. Анализ полностью стерильный, предварительно проводится дезинфекция кожи в зоне прокола. При помощи ультразвука специалист определяет наиболее удачную точку проникновения на безопасном расстоянии от плода.
  3. В лаборатории проводится полный анализ околоплодной жидкости, в том числе и путем искусственного выращивания клеток зародыша.

Результат можно получить уже через 2-3 недели. Реже клетки культивируются дольше.

Процедура по болевым ощущениям сравнима с обычным анализом крови. Ее проводят без обезболивания. Но нужно понимать, что этот метод более сложный. Поэтому после амниоцентеза стоит принять профилактические меры: отдыхать не меньше двух суток и воздержаться от половых отношений на протяжении 72 часов. При любых ощущениях дискомфорта нужно обязательно обратиться к врачу.

Параллельно с амниоцентезом в некоторых случаях проводится кордоцентез. Это еще один метод дородовой диагностики, в рамках которого пунктируют пуповину плода. Осуществляется забор крови из сосудов для дальнейших лабораторных тестов.

Амниоцентез: за и против

Хотя этот метод диагностики является достаточно безопасным, его не рекомендуют применять без серьезных показаний. Чтобы получить направление на процедуру, нужна не только консультация гинеколога, но также тщательное генетическое обследование.

Прокол живота при беременности – это серьезная инвазивная процедура, которая имеет свои риски. Из-за следующих осложнений многие не решаются на проведение амниоцентеза.

1. Риск выкидыша. Хотя вероятность такого исхода низкая, до 0,25%, опасность существует.
  2. Маточная инфекция. Любая инвазивная процедура несет в себе такой риск.
  3. Ошибки амниоцентеза и неоднозначные результаты. Внимательно выбирайте клинику, где проводите исследование.

Избежать рисков процедуры поможет также правильная подготовка к амниоцентезу. Нужно пройти различные обследования для своевременного выявления инфекций и воспалений. За 4-5 дней до процедуры следует исключить употребление ацетилсалициловой кислоты, а также препаратов, снижающих свертываемость. Это позволит не допустить кровотечений.

После процедуры нужно сократить любые физические нагрузки. Женщинам с отрицательным резус-фактором проводится курс иммуноглобулина для исключения резус-конфликта. Иногда необходимо назначение обезболивающих и противовоспалительных препаратов.

Главный аргумент в пользу проведение анализа – возможность с высокой точностью определить состояние плода. Об этом далее.

Какие патологии выявляет?

Исследование околоплодных вод и клеток плода позволяет диагностировать такие аномалии:

• хромосомные: трисомию 21, Синдром Дауна и другие;
  • наследственные: Болезнь Тея-Сакса, серповидноклеточную анемию, гемофилию, мышечную дистрофию, кистозный фиброз и пр.;
  • внутриутробные инфекции: герпес, краснуху, токсоплазмоз, цитомегаловирус;
  • пороки развития.

Кроме того, путем такого исследования можно установить группу крови, резус-фактор и пол малыша. На основании результатов теста принимается решение о дальнейшей тактике ведения беременности.