Счастливая пара
Эффективность программ до 80,52%

Биопсия шейки матки и беременность

Причиной для назначения биопсии шейки матки является плохой результат кольпоскопии либо PAP-теста, а также положительный ответ анализа на онкогенные типы вируса папилломы человека. Эти обследования проводят в первую очередь. Только в случае, если данные тесты выявят аномалии, назначают биопсию. В гинекологии это одно из самых информативных исследований. Оно позволяет на ранних стадиях диагностировать раковые и предраковые состояния. Поэтому данное обследование могут назначать даже во время беременности.

Что такое биопсия шейки матки?

Это диагностическая процедура, в рамках которой осуществляется забор слизистой оболочки. Расширенная кольпоскопия позволяет выявить атипичные клетки и точно определить место поражения. Врач изымает часть шеечного эпителия из шейки матки одним из следующих способов:

• с помощью скальпеля – ножевая биопсия;
  • вольфрамовой петлей – петлевая;
  • иглой для пункции – пункционная;
  • мягкой пипеткой – пайпель-биопсия;
  • хирургическими ножницами – конхотомная;
  • петлевым электродом – радиоволновая;
  • лазерным лучом – лазерная.

Последние два способа являются атравматичными и безболезненными. Высокоточная аппаратура не затрагивает здоровые ткани. Сосуды сразу прижигаются, благодаря чему устраняется риск кровотечений. На шейке не появляются рубцы.

Пайпель-биопсия перед ЭКО не требует расширения шейки матки. Поэтому этот и другие щадящие методы включены в комплекс исследований, который сопровождает экстракорпоральное оплодотворение.

После процедуры изъятый биоптат шейки матки направляется в лабораторию. Задача специалистов – определить тип, характер и структуру новообразований. Диагностика бесплодия часто предполагает проведение биопсии. Врач назначает ее в случае подозрения на рак шейки матки. Аномальные клетки могут свидетельствовать также и о других заболеваниях. Эрозия шейки матки, дисплазия, эндометриоз, аденоматоз, эритроплакия и другие нарушения определяются путем исследования слизистых.

Этапы процедуры

Направлению на биопсию предшествует долабораторная подготовка. Женщине необходимо сдать:

• общеклинические лабораторные исследования крови и мочи;
  • мазки из влагалища и цервикального канала;
  • анализы на заболевания, передающиеся половым путем;
  • коагулограмму;
  • PAP-тест, а также другие исследования, назначенные врачом.

Анализ проводят на 5-7 день цикла, чтобы эпителий успел восстановиться до наступления следующей менструации. Процедура может быть болезненной, поэтому, как правило, назначается анестезия: инъекция или орошение раствором лидокаина. Биопсия проводится в гинекологическом кресле. Вот основные этапы процедуры.

1. Расширение влагалища при помощи гинекологического зеркала.
  2. Обработка зоны осмотра физраствором и раствором уксусной кислоты для очищения пораженной зоны.
  3. Применение окрашивающих веществ для определения очертаний очага поражения.
  4. Изъятие фрагмента поврежденной ткани с последующим помещением ее в контейнер с формалином.
  5. Обработка внутренних и наружных органов антисептиком.
  6. Накладывание швов при необходимости.

При нормальном протекании процедура длится не более 30 минут. Результаты исследования придется ждать около недели или больше. Гистологическое исследование биоптата – это изучение аномальных клеток под микроскопом. Анализ определяет структуру и тип морфологических патологий. Цитологическая проверка помогает выявить характер новообразований: доброкачественный или злокачественный.

Влияние биопсии на беременность

Процедура редко назначается до родов. Биопсия во время беременности оправдана лишь при серьезных подозрениях на раковые новообразования или другие заболевания, которые угрожают здоровью и жизни женщины и/или плода. В таком случае назначается наиболее щадящий вариант процедуры. Как правило, при беременности проводят радиоволновую биопсию. Это одна из самых безопасных технологий без риска инфицирования и кровотечений. Процедура проводится под местной анестезией. Восстановление наступает уже через 2-3 недели.

Процедуру проводят только во II триместре. Это наиболее безопасный период для биопсии. В I и III триместрах риск процедуры неоправданно высок. При беременности до 12 недель возрастает опасность выкидыша. На поздних сроках проведение биопсии может спровоцировать преждевременные роды.

Таким образом, беременность является относительным противопоказанием к процедуре. Биопсия не проводится, если у будущей мамы диагностировали:

• воспаление в области влагалища и шейки матки;
  • инфекционные заболевания мочеполовой системы;
  • сахарный диабет;
  • нарушения кровеносной системы – проблемы со свертываемостью и пр.;
  • сердечную, почечную недостаточность;
  • проблемы иммунного характера;
  • эпилепсию.

Назначить анализ должен квалифицированный врач. При беременности направление выдается только после получения неудовлетворительных результатов предварительных тестов.

Калеева Алла Олеговна
Репродуктолог, врач акушер-гинеколог высшей категории