Счастливая пара
Эффективность программ до 81,12%

Причины неудачного ЭКО – что стоит знать перед процедурой?

Согласно статистике за 2019 год процент успеха при ЭКО в клинике Лада составил 48,39%. Это высокий показатель. Почему не удается добиться 100% гарантии? Причина в большом количестве факторов, которые могут сделать эктракорпоральное оплодотворение неэффективным.

Почему не происходит оплодотворение яйцеклетки при ЭКО: распространенные факторы

Программа ЭКО состоит из нескольких этапов:

1. Всестороннее обследование пары.
  2. Контролируемая овариальная стимуляция яичников (либо наблюдение в естественном цикле).
  3. Пункция фолликулов, забор ооцитов.
  4. Оплодотворение ооцитов методом ICSI и культивирование эмбрионов.
  5. Перенос эмбриона в полость матки.
  6. Лабораторное подтверждение наступления беременности.

Для удачного ЭКО нужно, чтобы успешными были все его этапы. При этом каждый может усложняться рядом факторов. Рассмотрим их по порядку.

Совместимость партнеров

Уже на этапе планирования беременности могут обнаружиться проблемы. При существовании большого количества антигенных совпадений у родителей говорят об иммунологической несовместимости. В этом случае беременность либо не наступает вовсе, либо самопроизвольно прерывается из-за отторжения плода.

Возраст партнеров

Оптимальным для беременности считается период с 20 до 35 лет. У мужчин старше 35-40 лет количество подвижных сперматозоидов с правильной морфологией постепенно снижается. Однако, самым важным является возраст женщины, так как с каждым годом не только сокращается овариальный резерв, но и ухудшается качество ооцитов.

Качество репродуктивного материала

Жизнеспособность эмбрионов напрямую зависит от показателей половых клеток. Это одна из главных причин, почему погибают эмбрионы при ЭКО. Низкое качество яйцеклеток или сперматозоидов, в свою очередь, может быть последствием перенесенных тяжелых и хронических заболеваний, не только репродуктивного характера. Также негативно сказываются вредные привычки, нездоровый образ жизни, стрессы: физические и психологические.

Генетические аномалии

Проблемы на хромосомном уровне – достаточно редкое явление. Но риск генетических патологий опасен не только гибелью эмбрионов, но и вероятностью репродуктивных потерь беременности либо рождения больного ребенка.

Гормональные нарушения

Одна из причин бесплодия – нарушение гормонального фона, приводящее к серьезным изменениям здоровья. При подготовке к протоколу ЭКО проводится тщательный скрининг гормонального профиля для индивидуального подбора протокола стимуляции яичников и повышения шансов наступления беременности.

Проблемы гемостаза

Нарушения свертываемости крови могут возникнуть по мере прогрессирования беременности. Если изначально гемостаз пациентки был повышен, возрастает риск образования микротромбов в плаценте и маточных сосудах.

Поражения фаллопиевых труб

При хронических воспалительных процессах в органах малого таза образовываются гидросальпинксы. Это скопления жидкости в маточных трубах, токсическое влияние которой разрушает эмбрионы.

Негативное влияние оказывают также другие нарушения органа. У поражений маточных труб возможны 2 исхода:

• нет имплантации при ЭКО;
  • наступает внематочная беременность.

Патологии эндометрия

Внутренняя оболочка матки является местом подсадки эмбрионов. Для успешной имплантации необходимо, чтобы слизистая имела правильные толщину, структуру и микробиом. Эндометрий не всегда способен создать оптимальные условия для выживания эмбриона. Причины:

• эндометрит;
  • спайки и рубцы на матке;
  • гиперплазия;
  • различные новообразования: полипы, миомы, кисты матки и так далее.

Врачебные ошибки

Процедуры забора репродуктивного материала, лабораторное оплодотворение и непосредственно имплантация эмбриона требуют высокого профессионализма. Один из важнейших факторов успешного ЭКО – проведение протокола компетентным специалистом. Такие врачи работают в клинике “Лада”. Консультация репродуктолога с высокой квалификацией и большим опытом – первый шаг на пути к здоровой беременности.

Неудачный протокол ЭКО – что дальше?

Отсутствие зачатия – еще не показатель наличия проблем, тем более таких, которые нельзя обойти при помощи современных репродуктивных технологий. Неудачная попытка ЭКО дает врачу больше информации, проанализировав которую можно значительно увеличить шансы забеременеть.

Как повысить шансы на имплантацию эмбриона?

После неудачного протокола необходимо пройти все назначенные врачом обследования. Результаты тестов предоставят специалисту важную информацию, которая поможет скорректировать подход в следующих протоколах.

Как повысить шансы при подсадке ЭКО со стороны пациента? Нужно четко выполнять все инструкции репродуктолога и других врачей, которые принимают участие в лечении бесплодия. Как правило, рекомендации такие:

• вести правильный образ жизни;
  • избавиться от вредных привычек;
  • принимать назначенные препараты: лекарства и витамины;
  • снизить уровень стрессов.

Современная медицина позволяет обойти практически любые проблемы репродуктивного характера.

Данилова Екатерина Алексеевна
Репродуктолог, врач акушер-гинеколог первой категории