Информация для пациентов: вульвовагинальный кандидоз

Вульвовагинальный кандидоз – это инфекционное заболевание, характеризующееся развитием воспалительного процесса в органах мочеполового тракта, этиологическим фактором при котором выступают дрожжеподобные грибы рода Candida.

Биоценоз влагалища, особенно женщины репродуктивного возраста, представляет собой сложную систему взаимодействия иммунной системы макроорганизма, лактофлоры и условно-патогенных бактерий.

75% всех женщин в мире хотя бы 1 раз в жизни перенесли так называемую «молочницу», этот термин знаком каждому. Вместе с тем, оставшиеся 25% не сталкивались с данной проблемой ни разу.

Слизистые оболочки влагалища являются защитным барьером, призванным удержать патогенных микроорганизмов на своем поверхностном слое и предотвращать их дальнейшее распространение. При нормальном уровне лактобактерий попавшие на слизистую инфекционные возбудители не могут размножаться и вызывать развитие воспалительных процессов. При нарушении микробиоценоза патогенные микроорганизмы начинают активизироваться, вызывая развитие заболевания.

Грибки Candida обитают на кожных покровах, слизистых здоровых людей и являются условно-патогенной микрофлорой. Если женщина страдает хроническими патологиями, то повышается риск возникновения воспаления во влагалище.

Внедряясь в слизистые половых органов, грибковая инфекция быстро размножается и доставляет сильный дискомфорт, серьезно ухудшая качество жизни больной.

Формы вульвовагинального кандидоза

Вульвовагинальный кандидоз может протекать в трех формах, развитие которых зависит от микрофлоры слизистой половых органов и общего состояния здоровья:

1. Бессимптомное носительство. Нет никаких симптомов грибковой инфекции. Возможно небольшое повышение численности микроорганизмов и нормальное количество полезных лактобактерий.
  2. Истинная форма кандидоза. Сопровождается выраженными клиническими признаками, напоминающими вульвовагинит. На слизистых оболочках выявляется множество грибков при наличии лактобактерий.
  3. Кандидоз, сопровождающийся симптомами дисбактериоза. Лабораторные анализы показывают значительное повышение грибковой инфекции. Лактобактерии содержатся в минимальном количестве либо вообще отсутсвуют.

Течение заболевания может быть:

• острым, для которого характерны однократность и продолжительность около месяца;
  • хроническим, сопровождающимся рецидивами до 3-4 раз в год и чаще;
  • персистирующим, имеющим признаки угасания симптомов после лечения и развития обострений через некоторое время.

Вульвовагинальный вид кандидоза развивается под влиянием таких факторов, как:

1. Дисбактериоз влагалища. Такое состояние сопровождается снижением количества полезных бактерий и изменением кислотности среды.
  2. Снижение иммунитета. Наличия воспалительных процессов в организме, хронических патологий, присутствия частых стрессовых ситуаций, чрезмерных физических нагрузок.
  3. Гормональные нарушения. Эпителий влагалища меняет свою структуру при воздействии эстрогенов. Они оказывают прямое влияние на синтез гликогена, необходимого для размножения лактобактерий. При снижении уровня гормонов уменьшается число полезных микроорганизмов. У некоторых возникает на фоне приема гормональных контрацептивов.
  4. Детский и подростковый возраст. Проявление кандидоза у девочек нередко встречается по причине низкого местного иммунитета. В подростковом возрасте грибковая инфекция активизируется по причине дисбаланса гормонов, вызванного отсутствием ритмичности в работе яичников.
  5. Вагинозы бактериальной природы. Риск размножения кандиды возрастает при наличии воспалительного процесса в половых органах, вызванного патогенными микроорганизмами.

Диагностика

При современной лабораторной оснащенности многих лабораторий, диагностика не составляет особого труда. Грибки обнаруживаются при исследованиях мазка на флору. В некоторых случаях требуется применение микроскопического, бактериологического методов, полимеразной цепной реакции.

Заподозрить наличие молочницы врач-гинеколог может при проведении гинекологического осмотра или кольпоскопии. При выявлении признаков наличия кандиды пациентке назначаются исследования биологических материалов с применением специфического теста.