Аменорея…что же это?

Аменорея является расстройством менструальной функции, при которой у женщин детородного возраста (16 — 45 лет) не наступает менструация на протяжении полугода и более. Аменорея, как правило, не является самостоятельным заболеванием, а служит симптомом генетических, биохимических, физиологических, психо-эмоциональных расстройств в организме.

Это не неотложное состояние, но и откладывать в долгий ящик решение данной проблемы сулит крайне негативные последствия.

Выделяют следующие виды аменореи:

• первичная (такой диагноз выставляют, если к 16 годам у девушки ни разу не было самостоятельных месячных);
  • вторичная (имеет место в случае задержки месячных на полгода и более при ранее имевшихся самостоятельных или индуцированных лекарственными средствами менструациях);
  • физиологическая (в препубертатном периоде, при беременности, во время кормления грудью и в постменопаузальном периоде).

Если задержка менструаций имеется, но составляет менее полугода, и в общей сложности они наступают до 9 раз в год, такое состояние называют олигоменореей. В случае же регулярных (ежемесячных), но скудных по объему менструаций, их обозначают термином «опсоменорея».

По сути, аменорея – это гипогонадизм, то есть состояние, связанное с недостаточной функцией половых желез. В зависимости от уровня гонадотропных гормонов в крови выделяют такие его формы:

• гипогонадотропный (концентрация фолликулостимулирующего гормона (ФСГ) составляет меньше 1.6 ЕД/л);
  • гипергонадотропный (уровень ФСГ более 30 ЕД/л);
  • нормогонадотропный (содержание ФСГ находится в пределах от 1.6 до 30 ЕД/л).

Первичная аменорея может быть обусловлена:

• дисгенезией гонад (недоразвитием половых желез);
  • синдромом Шерешевского-Тернера (приводит к развитию аменореи у 1 из 2500 новорожденных девочек);
  • врожденным гипопитуитаризмом;
  • пороками внутриутробного развития органов половой системы (например, заращением канала влагалища);
  • опухолями центральной нервной системы, в частности, гипоталамо-гипофизарной области;
  • психоэмоциональными тяжелыми стрессами;
  • неправильным, недостаточным питанием подростка;
  • избыточными физическими нагрузками.

Вторичную аменорею, как правило, вызывают:

• синдром резистентных истощенных яичников;
  • синдром поликистозных яичников;
  • приобретенный гипопитуитаризм;
  • истощение (дефицит массы тела) либо, напротив, ожирение женщины;
  • болезни органов эндокринной системы в стадии декомпенсации.

Вследствие тех или иных причин в организме женщины нарушаются процессы синтеза и выделения в кровь женских половых гормонов, в связи с чем нарушается менструальный цикл вплоть до абсолютного отсутствия менструаций.

Клинические проявления:

Главными симптомами любого из видов аменореи являются полное отсутствие месячных и невозможность забеременеть, то есть бесплодие.

Вторичная аменорея у 4-х из 5 пациенток сопровождается вазомоторными нарушениями, расстройствами со стороны нервной системы (раздражительностью, плохим настроением), снижением полового влечения, болезненностью в области половых органов во время полового акта. Для первичной формы данной патологии такие симптомы не характерны.

При некоторых заболеваниях имеют место специфические, характерные именно для них клинические признаки. В частности:

• опухоли, продуцирующие большое количество мужских половых гормонов, проявляются гирсутизмом (избыточным оволосением женского тела);
  • гиперпролактинемия (увеличенная концентрация в крови пролактина) сопровождается истечением молока из молочных желез (это называется «галакторея»);
  • синдром Шерешевского-Тернера характеризуется особой внешностью больной, низким ее ростом и др.

Принципы диагностики:

Проводя объективное обследование пациентки, врач обратит внимание на выраженность у нее вторичных половых признаков, соответствие полового развития возрасту, оценит рост и массу тела. На предыдущем, начальном этапе диагностики – в процессе сбора жалоб и анамнеза – он уточнит особенности пищевого поведения больной, поинтересуется сопутствующими заболеваниями, менструальной функцией и др.

Чтобы обнаружить факт нарушения со стороны менструального цикла, женщине будет рекомендовано ежедневно по утрам, не вставая с постели, измерять базальную температуру (температуру в прямой кишке). В норме ее повышение свидетельствует о наступлении овуляции, а если такой пик отсутствует, значит, овуляция не происходит, и у женщины отсутствует возможность забеременеть.

Из лабораторной диагностики врач может назначить:

• определение уровня ХГЧ в сыворотке крови — для абсолютного исключения беременности;
  • определение уровня пролактина в плазме крови (повышенное количество указывает на необходимость обследовать гипофиз на предмет пролактиномы);
  • определение уровня ФСГ (фолликулостимулирующего гормона) и ЛГ (лютеинизирующего гормона) — дисбаланс в соотношении указывает на вероятность развития поликистозных яичников, повышенный ФСГ указывает на дисгенезию гонад, а пониженный на дисфункцию гипофиза или гипоталамуса;
  • определение уровня Т4 и ТТГ (тиреотропного гормона) — отклонение от нормы указывает на гипо- или гипертиреоз и дисфункцию щитовидной железы;
  • тест на толерантность к глюкозе — позволит диагностировать сахарный диабет;
  • прогестероновая проба — отрицательная указывает на патологические изменения эндометрия, а положительная указывает на гипо- или гипергонадотропную аменорею.

В диагностических целях для установления причин аменореи и дальнейшего их устранения используется:

• лапароскопия;
  • ультразвуковое исследование органов малого таза;
  • рентгенологическое исследование турецкого седла (при подозрении на пролактиному);
  • компьютерная томография и МРТ при необходимости.

Лечебные мероприятия напрямую зависят от того, какая патология лежит в основе аменореи.

• При первичной аменорее, связанной с генетическими заболеваниями, больным показан пожизненный прием недостающих в организме гормонов – эстрогенов. Этот метод лечения получил название «заместительная гормонотерапия».
  • Если у девочки имеют место нарушения развития (как физического, так и полового), врач рекомендует ей питание с повышенной калорийностью (с целью роста мышц и жировой массы), а также прием гормонов, стимулирующих менструальную функцию.
  • В случае эмоциональной нестабильности пациентки и связанной с этим состоянием аменореи, девочке показано наблюдение не только гинеколога-эндокринолога, но и невропатолога с приемом назначенных им лекарственных средств.
  • Иногда не удается обойтись и без хирургического вмешательства. В частности это касается анатомических особенностей развития половых органов, при которых нарушается отток крови из матки во время менструации. Задачей оперирующего врача становится восстановить нормальный отток, тем самым устранив причину заболевания.
  • Если аменорея стала следствием значительного снижения массы тела в короткий срок или возникла из-за интенсивных физических нагрузок, главным направлением лечения является нормализация образа жизни, режима труда и отдыха, питания.
  • Синдром поликистозных яичников лечат медикаментозно или же путем проведения лапароскопической диатермокоагуляции.
  • Чтобы устранить гиперпролактинемию, больной рекомендуют прием лекарственных средств, уменьшающих концентрацию пролактина в крови. С целью отследить эффективность лечения, женщине рекомендуют контролировать базальную температуру – как было сказано выше, рост ее является признаком овуляции.

Правильный образ жизни в сочетании с рациональным питанием, а также внимательное отношение женщины к своему здоровью – своевременная диагностика и адекватное лечение заболеваний, позитивное мышление и радость в каждом мгновении —  основополагающие моменты в профилактике  нарушения менструального цикла.